Яковлева Ольга Владимировна Музыкальный руководитель БДОУ "Детский сад № 2"

Программа "Вашкинская горница"

Принято:

педагогическим советом

Протокол №  1

«29»  августа  2016 г.

Утверждено:

заведующей БДОУ «Детский сад «Радуга»

________________ Н.А. Яковлева

приказ №  43 - ОД от 30 августа 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

"Вашкинская горница"

Музыкальный руководитель

БДОУ "Детский сад "Радуга"

Яковлева Ольга Владимировна,

высшая  квалификационная  категория

с. Липин Бор

2016 год

 

Пояснительная записка

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нём,

обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать

прошлое, тем легче, тем более глубоко и

радостно поймём великое значение 

  творимого нами настоящего».

 А. М. Горький.

Актуальность

Рабочая программа по народному творчеству «Вашкинская горница» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на патриотическое и художественное. В основу данной рабочей программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и учебная программа Чибисовой С. М. « Волшебный короб».

Кроме этого,  программу «Вашкинская горница» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно - прикладному искусству музыкальному творчеству.

В программе  предусмотрены посещения краеведческого музея, где будут предоставлены музейные экспонаты (этнографические предметы) и  проведена часть занятий под руководством работников музея.

И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, скороговорки, смешилки и стихотворения, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращённой к нему. Детский фольклор в игре незаметно учит родной речи, заставляет вслушиваться в каждое слово, в его звучание. Детский фольклор мудрён. Он необходим для физического и нравственного развития ребенка. Дети должны знать, что слагая песни, былины, сказки, человек не только выражал свою мечту о счастье, справедливости и победе над злом, он воспевал в них быт и нравы людей, смену времён года, крестьянский календарь.

Таким образом, программа по народному творчеству «Вашкинская горница» актуальна в наше время.

Новизна

Программа  предполагает ознакомление дошкольников с народными промыслами Вашкинского района и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, промыслами, с поэтическим, танцевальным и певческим народным творчеством. Данная программа направлена на развитее творческих и  музыкальных способностей детей.

Народное творчество, преподаваемое в рамках данной программы специально адаптировано для детей 4-6 лет. В методике преподавания используются фольклорные произведения Вашкинского края без изменения, что способствует лучшему восприятию их детьми.

Программа построена таким образом, что в дошкольном возрасте дети знакомятся с праздниками, культурой и обычаями своего народа. Большое внимание на занятиях уделяется народным праздникам, играм, сказкам, песням. В репертуаре присутствует как песни, так и танцы, и хороводные пляски.

Программа по народному творчеству составлена с учётом последовательного и постепенного развития знаний устного народного творчества, формирования умения сочетать пение, движения, актёрскую игру, фольклорное осмысление и репродуктивное воссоздании народного действа.

Отличительная особенность: данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с народным творчеством Вашкинского края, ремёслами и фольклором.

Обучение опирается на принципы:

- доступности материала (соответствие возрастным возможностям детей);

- смены форм деятельности (пение, движения, игра, и пр.)

- поиска путей максимального развития каждого ребёнка (индивидуальный подход).

Цели  программы:

· Приобщение детей к русской национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству Вашкинского края, воспитание патриотических чувств и духовности.

· Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно – прикладное искусство.

· Воспитание у детей нравственных качеств: доброты, сочувствия, гордости за родной край и людей.

 

Задачи программы:

 

Развивающие:

· Развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать.

· Развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности.

· Развивать эмоциональную сферу через исполнение игровых технологий.

Программа рассчитана на детей 4-6 лет.

 

Образовательные:

· Формировать представление о нравах и обычаях русского народа и Вашкинского края.

· Знакомить  с изделиями народных промыслов.

· Знакомить  с традиционным костюмом.

· Знакомить  с праздниками народного календаря, традициями, обрядами, и обычаями.

· Знакомить с музыкальным фольклором Вашкинского края.

· Расширить и активизировать словарный запас.

 

Воспитательные:

· Формировать патриотические чувства;

· Приобщать детей к нравственным ценностям через знакомство с русской культурой.

· Воспитывать культуру поведения, чувство ответственности и уважения друг к другу, окружающему миру, своему дому, народу и малой Родине.

· Создавать условия для эмоционально – психологического развития.

 

Программа проводится с группой в количестве 10 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. В год проводится 35 занятий. Продолжительность 25 – 30 минут.

При тематическом планировании в графе методических материал в литературное приложение входят потешки, загадки, сказки, приговорки, приметы и др.; в музыкальное приложение – ноты.

Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

Слуховые

• Беседы, вопросы, разъяснения.

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

• Рассказ о народных обычаях, обрядах и традициях.

• Чтение художественной литературы.

• Использование загадок, пословиц, поговорок.

 

Наглядные

• Рассмотрение подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

• Просмотр презентаций;

• Использование русских народных костюмов;

 

Практические

• Проведение русских народных игр.

• Разыгрывание сценок, сказок.

• Разучивание танцев, песен, хороводов.

• Занятия на основе метода интеграции;

Формы образовательной работы с детьми.

 

• Организованная деятельность.

• Совместная деятельность.

• Развлечения.

• Организация вечёрок посиделок.

• Экскурсии в музей.

 

Предполагаемый результат:

• Формирование у детей устойчивого интереса к истории и культуре Вашкинского края;

• Наличие у детей представлений о народных промыслах и умение различать изделия народных промыслов Вашкинского края.

• Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;

• Развитие творческих способностей у детей, формирование уважения к историческому наследию.

Тематическое планирование по народному творчеству

 

Месяц

Тема

Цель

Оборудование

Методическое обеспечение

Сентябрь

Село, в котором мы живём

 

Знакомство детей с Музеем Золотой Рыбки, Краеведческим музеем.

 

Мультимедийное оборудование

Интернет-ресурс. Презентация

Инсценирование сказки «Теремок на новый лад»

 

Обогащение словарного запаса детей. Развитие творческой активности, желания  участвовать в театрально-игровой деятельности.

Куклы би-ба-бо, декорации.

Музыкальные инструменты: балалайка, ложки, трещотка, барабанка, гармошка.

"Тень-тень-потетень" репертуарное пособие по детскому фольклору Вологодской области

Одежда Вашкинского края (экскурсия в музей)

 

Знакомство с народной традиционной народной одеждой Вашкинского края. 

Музей

Музейные экспозиции,

материал для поделок

Знакомство с балалайкой, частушки.

 

Знакомство с внешним видом, звучанием инструмента. Разучивание частушек.

Музыкальный инструмент

Частушки Вашкинского края

Октябрь

Рассказ о гармошке, разучивание хоровода «Во саду ли в огороде».

Знакомство с внешним видом, звучанием гармошки.

 

Музыкальные инструменты

Музыкальное приложение

Узоры Вашкинского края (рисование)

 

Знакомство с фрагментами узоров Традиционной вышивки

узор в полосе,

Наглядность,

мультимедийное оборудование

Презентация

Широкая ярмарка

Знакомство с потешками, играми,

Аудио-плеер

Аудио-запись масляничной ярмарки «Сибирский цирюльник»

Сказки Вашкинского края (экскурсия в музей)

Слушание сказок в исполнении работников музея с сохранением традиционного Вашкинского говора.

Музей

Музейные экспозиции

Ноябрь

Инсценировка сказки "Колосок"

Знакомство с этапами обработки зерна

Атрибуты к инсценировке (костюмы, маски, декорации)

Музыкальное и литературное приложение

Знакомство с хороводом «Бабочка»

Ознакомление с движениями хоровода.

Мультимедийное оборудование

Музыкальное приложение

Кузьминки – по осени поминки.

 

Знакомство с традициями, приметами, играми народного праздника.

Декорации, костюмы, оборудование для игр.

Литературное приложение

Уж как я свою коровушку люблю

Знакомство с хозяйством русской избы, хлевом, обиходом домашних животных

Декорации, оборудование для игр, маски-шапочки

Литературное приложение

Декабрь

Зимние посиделки

 

Разучивание сезонных игр, потешек, закличек, хороводов.

Музыкальные инструменты

Тексты фольклорных произведений, музыкальное приложение

В углу стоит Арина, большой рот разинув

Знакомство с русской печкой, предметами обихода

Этнографические предметы:  предметы: ухват, кочерга, горшок, бутафорская печка

Загадки

Музыкальное приложение

Барабанка стучит – народ веселит!

Знакомство с внешним видом, звучанием инструмента

Музей

Музейные экспозиции

Зимняя одежда на Руси "Шубка овечки теплей любой печки"

Знакомство с прядением, вязанием шерсти

Традиционный полушубок, душегрейка

Видео - фильм "Валяние валенок"

Январь

 

Рождество

 

Знакомство с рождественскими обрядами, традициями.

Декорации и куклы для театрализации

Литературное и музыкальное приложение

Пришла коляда – отворяй ворота!

Знакомство с ряжением, поверьями, связанными с ряжеными

Музей

Музейные экспонаты

Прянишна доска Творческая мастерская:(народная кухня) - изготовление пряников с родителями.

Знакомство с традицией изготовления рождественских угощений

Материал для изготовления пряников

Презентация

Февраль

Предметы быта

Знакомство с внешним видом предметов, слушание сказок, песен, потешек, загадок о предметах быта.

Музей

Музейные экспонаты

Все игрушки в сундучке на цветном половичке

Продемонстрировать детям набор детских игрушек из дерева, глины, бересты и кукол.

Этнографические предметы

Литературное приложение

Гусли

Знакомство с внешним видом, звучанием гуслей.

Музыкальный инструмент

Литературное приложение

Масленица (весёлые игрища)

 

Знакомство с традициями, приметами народного праздника.

Декорации, кукла-масленица

Видеоролик "Как лошадь к масленице наряжали"

Март

На куколка покушай, моего горя послушай. Творческая мастерская - тема " Изготовление глиняной посудыдля кукол."

Знакомство с жизнью девочки в русской избе

Музей

Изделия из глины

Литературное и музыкальное приложение

Вербное воскресенье

Творческая мастерская – тема "Вербушки"

Знакомство с традициями, приметами, играми народного праздника.

Материал для труда (веточки, бумага, вата)

Литературное приложение

Пасха «Чудо – крашенки»

Знакомство с традициями, приметами, играми народного праздника, с фрагментами узоров традиционного узора.

Материал для труда (картон)

Литературное приложение

 

Сороки.

Творческая мастерская - тема "Лепка жаворонков"

Знакомство с повадками птиц, приметами весны, традицией изготовления традиционных угощений

Материал для лепки

Литературное приложение

Апрель

Узоры Вашкинского края (рисование)

 

Знакомство с фрагментами узоров традиционной вышивки.

Полотенце - рушник

Музей

Наглядность,

мультимедийное оборудование

Презентация

Играет гармошка – так попляши немножко!

 

Знакомство детей с внешним видом и их звучанием.

Музыкальный инструмент

Видеофильм о гармонистах, запись звучания.

Творческая мастерская – тема "Куколка-оберег"

Представление детям кукол – оберегов, рассказ об их предназначении.

Куколки для показа.

Материал для труда (ткань, нитки)

Поговорки, присказки.

Журавлины долги ноги не нашли пути дороги

Разучивание попевок, загадок, песенок о журавлях

Дидактические игры, маски-шапочки

Музыкальное приложение

Май

Узоры Вашкинского края (рисование)

 

Знакомство с фрагментами узоров Традиционной вышивки

фартук

Наглядность,

мультимедийное оборудование

Презентация

Уж как стану я на гусельках играть.

Знакомство детей с внешним видом и их звучанием.

Музыкальный инструмент.

Мультимедийное оборудование.

Презентация

Под полом таится, кошки боится.

Знакомство с фольклором про мышку.

Материал для аппликации

Литературное приложение

Детские забавы

Участие в конкурсах, играх, эстафетах.

Оборудование для конкурсов, эстафет.

Литературное приложение

 

 

Оборудование

 

1. Декорации.

2. Мультимедийное оборудование, аудио-плеер.

3. Традиционные костюмы.

4. Предметы для игр, эстафет и танцев (платочки, ленты и др.)

5. Театральные куклы: би-ба-бо, на гапитах.

6. Материал для труда (картон, бумага, ткань, природный материал, солёное тесто)

7. Маски-шапочки;

8. Дидактические игры: домино «Вологодское кружево», «Музыкальные кубики», «Разрезные картинки»;

9. Музыкальные инструменты: балалайка, гармошка, ложки, гусли, стукалки, барабанка.

10. Музейные экспонаты.

 

Методическое обеспечение

1.  « Волшебный короб» Учебная программа С. М.Чибисова 2005г.

2.  «Знакомство детей с русским народным творчеством» Методическое пособие –

 «Детство – Пресс» 1999г.

3.  "Тень-тень-потетень" репертуарное пособие по детскому фольклору Вологодской области. О.Н.Зеленина, Е.В.Савинская – Вологда 2008г.

4.  «Осенние праздники, игры и забавы для детей» В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова – Творческий Центр Москва 1998г.

5.  «Зимние праздники, игры и забавы для детей» В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова – Творческий Центр Москва 1998г.

6.  «Весенние праздники, игры и забавы для детей» В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова – Творческий Центр Москва 1998г.

7.  «Летние праздники, игры и забавы для детей» В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова – Творческий Центр Москва 1998г.

8.  Серия Народный календарь «Лето красное» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова – «Цветной мир» 2014г.

9.  Серия Народный календарь «Весна – красавица» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова – «Цветной мир» 2014г.

10. Серия Народный календарь «Осень золотая» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова – «Цветной мир» 2014г.

11. Серия Народный календарь «Зима – чародейка» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова – «Цветной мир» 2014г.

14 августа 2017 в 23:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.